Каждый год 9 мая — в судьбоносный для всех День Победы — каждый сознательный человек отдает дань памяти тем, кто героически и храбро сражался за будущее своей страны, любимой семьи и будущих людей. Важно не забывать про подвиги праотцов и праматерей и передавать воспоминания из поколения в поколение.
Даже маленькие дети должны осознавать весь ужас войны, понимать, что она несет лишь горе и страдание. Поэтому в детском саду обязательно проводят мероприятие в честь 9 мая, которое можно дополнить сценкой «Баллада о матери». Представляем сценку на 9 мая для дошкольников.
Цели и задачи:
- Привить чувство патриотизма и любви к Родине.
- Воспитать в дошкольниках храбрость, веру в себя, смелость, решимость.
- Привить детям гордость за историю своей страны и гордость за народ.
- Сформировать чувство гордости и уважения к защитникам Отечества, которые сражались за наше будущее.
Основная композиция — «Баллада о матери» в исполнении Валентины Бирюковой. Она звучит на протяжении всей инсценировки.
Важно, чтобы дети понимали весь смысл сценки и постарались действительно чувственно отыграть. Песня сильная, пробивающая не слезу.
Главная героиня особенно должна вжиться в роль матери, потерявшей своего сына на войне.
Концепция такая: изначально показываются солдаты на войне. Они занимаются своими делами между боями. Один из солдат пишет письмо — это и есть Алексей.
Потом приходит мать, которая скучает по своему сыну. Ей передают письмо.
Все дальнейшие действия — показ документального фильма и момент, когда главная героиня видит на экране своего ребенка.
Действующие лица:
Девочка в роли чтеца. Она одета в красивое платье, волосы собраны. Ее задача — хорошо прочитать стих до и после выступления.
- Первый солдат.
- Второй солдат.
- Третий солдат.
- Четвертый солдат.
- Пятый солдат.
- Девочки-танцовщицы (от 2 до 5 человек). На них надеты белые накидки.
- Мама. На плечи накинут платок.
Необходимости во всех пяти солдатах нет, поэтому хватит и троих.
Реквизит:
- несколько писем-конвертиков;
- оружие (5 штук);
- стакан или еда;
- гвоздики (настоящие или самодельные);
- проектор;
- стулья;
- декорации (деревья, пень, костер и так далее);
Выходит первая девочка и начинает с чувствами читать стих. Во время ее выступления звучит мелодия «Beyond The Horizon» Karunesh.
Девочка-чтец: Глаза солдатских матерей
До дна наполнены печалью,
Как много бесконечных дней
Они в разлуке повстречали…
Немыслимо им стать слабей,
Поддаться хоть на миг безволью…
Глаза солдатских матерей
До дна наполнены любовью.
(отрывок из стихотворения Лебедя Черныя «Глаза солдатский матерей»)
Девочка уходит. Звучат выстрелы и взрывы (примерно 3-5 секунд). Выходят солдаты. Все заняты своим делом. Первый солдат сидит с оружием, второй – пишет письмо, третий – лежит на полу и спит, четвертый – кушает, пятый – читает записку.
Спустя 15-20 секунд вновь звучат выстрелы. Солдаты убегают.
Включатся песня «Баллада о матери». Выходит девочка-мать в платке. Под душераздирающую музыку она показывает свои переживания (прикладывает руку к груди, тянется вперед, качает головой, ищет своего сына). Мать начинает молиться, сложив руки у груди.
Под слова «и на что надеется она» выбегают девочки-танцовщицы. Они кружатся вокруг бедной матери. Становятся в около нее и кружатся вокруг своей оси. Поднимают руки вверх и подходят ближе к матери. Одна девочка отдает несчастной треугольный конверт. Мама прикладывает его к груди. Танцовщицы убегают под слова «мальчиков безусых, не пришло».
Мать уходит. Возвращаются солдаты под строки «раз в село прислали по весне». Они становятся в ряд и держат оружия наготове. Мальчики изображают перестрелку (кидают гранаты, стреляют, падают на пол). Приходят дети и садятся напротив солдат на стульчики.
В это время стоит имитация проектора, так как в строках поется про документальный фильм о войне, в котором мать увидела своего сына. Мать и несколько друг детей будто смотрят его отрывок, а солдаты изображают сцену из фильма.
Мать резко встает под строчку «вдруг с экрана сын взглянул на мать». Она узнает своего ребенка и идет ближе к «экрану», но солдат никак не реагирует. Первые две строчки «Алексей! Алёшенька! Сынок!» мать, обращаясь к ребенку, эмоционально зовет его. Последние две строки она старается прикрыть его своим телом (становится спиной к мальчику, раскинув руки). Мать ходит из стороны в сторону, боясь за жизнь своего сына.
Музыка ускоряется. Теперь уже весь зал, то есть сидящие на стульях дети, встал и обращается к Алексею, раскинув руки. Они зовут его все вместе.
Мелодия успокаивается. Остальные солдаты уходят. Алексей наконец видит свою мать. Мальчик опускает оружие и протягивает ей свою руку. Мама тоже тянет руку к ребенку, но они не могут прикоснуться друг до друга. Мать и сын смотрят друг другу в глаза несколько секунд.
Под строчки «Алексей, Алёшенька, сынок», которая повторяется три раза, выходят девочки с гвоздиками в руках. Они встают по двум сторонам от матери. Под слова «дома всё ей чудилось кино» подходят солдаты и становятся за спину матери. Сын стоит прямо позади нее.
Мама держит руки у груди, склонив голову. Под строчку «Постучится сын её с войны» солдат ставит руку на плечо матери, а она начинает тянуться вперед, ища его перед собой.
Выходит девочка-чтец.
Девочка-чтец: Во все века, в любые времена
Все испытанья, уготованные ей —
Все стерпит женщина, переживет она,
Одно принять не может: пережить своих детей.
А мать всё сына ждёт с войны,
Глаза горючих слёз полны,
В платочке беленьком всё ждёт:
Родной сыночек к ней придёт.
Дурные мысли не покидают;
«Где же ты, сыночек? Отзовись!».
В глазах её слезы мерцают.
Сыночек, держись за жизнь!